Art and Culture Magazine "ST PETERSBURG". Canada


     Наши часы начинают отсчитывать последние недели и дни уходящего года. Наступает замечательное время Новогодних праздников. В воздухе чувствуется свежесть первого снега, еловых веток, печеных яблок с корицей; глаза разбегаются от сверкающего убранства улиц и магазинов. От всего этого на душе становится светлее. Повсюду звучат незатейливые мелодии рождественских песенок... Но есть музыка, которая, в какое бы время года не звучала, буквально с первых нот, переносит нас в сладкое время новогодних каникул. Это музыка бессмертных балетов Петра Ильича Чайковского "Спящая красавица" и "Щелкунчик". Как только мы слышим изящную и загадочную мелодию "Феи Драже" из балета "Спящая красавица", сразу возникают в памяти образы нарядно украшенной елки, детских утренников, шуршащих кулечков с подарками, катания на санках и коньках. Потихоньку отворяется дверь в сказочный мир, полных чудес и превращений.
     Одним из таких чудес станет в этом сезоне приезд прославленного во всем мире коллектива - Государственного Санкт-Петербургского балета на льду. С берегов Северной Пальмиры компания "Show One Productions Inc" и лично ее президент - Светлана Дворецкая привезла нам поистине царский подарок - балет на льду "Спящая красавица". И, как положено, во время зимних метаморфоз, богиня танца Психея сменила атласные пуанты на серебристые коньки.
     У каждой сказки есть своя предыстория, которая порой и делает возможным ее превращение в чудесную быль. Началась история балета на льду давно - сорок лет назад. В 1967 году выдающийся русский хореограф Константин Боярский основал Ленинградский Государственный балет на льду. Он перенес в искусство фигурного катания традиции Санкт-Петербургской школы русского классического балета.
     С 1980 года балетом на льду руководит его главный балетмейстер, Заслуженный артист России, бывший солист Мариинского театра Константин Рассадин. Музыкальным руководителем балета и одним из основателей является заслуженный деятель России Лео Корхин, известный дирижер, выступающий с целым рядом оркестров, включая прославленный Симфонический Академический Оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Шостаковича. Директор - Михаил Каминов, в балете со дня его основания. В течение 20 лет он был ведущим солистом труппы. В 1995 году перешел на административную работу.
     Все эти замечательные и талантливые люди создали принципиально новое направление в балете - настоящий и единственный в мире Театр на льду. Родился новый жанр, а вместе с ним и новая хореография. Они придумали такие приемы фигурного катания, которые до этого никем и нигде не использовались. Сам Константин Рассадин не умеет кататься на коньках, что никоим образом не мешает ему ставить изумительные спектакли, покорившие зрителей во всем мире. Будучи в свое время учеником легендарного хореографа Леонида Якобсона, он перенял у него неудержимую энергию творческой фантазии, стремление к эксперименту, постоянный поиск нетрадиционных хореографических решений. Наверное, поэтому, когда Боярский предложил ему попробовать себя в качестве балетмейстера балета на льду, он с радостью принял предложение и остался с труппой навсегда. Им перенесены на ледовую сцену многие знаменитые балеты - "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Золушка". Репетиции проходят так же, в обычном театре. На каждый музыкальный такт придумывается и ставится движение, но есть и своя специфика - надо учитывать скорость, скольжение, инерцию.
     Мои артисты привыкли слушать музыку, как балетные танцовщики, - говорит Константин Рассадин. - Не каждый фигурист может стать артистом балета на льду. Это искусство, а фигурное катание - спорт, где главное - скорость, а музыка отходит на второй план. Суть балета на льду заключается в создании многогранного художественного образа.
     К этому можно добавить, что балет на льду воспринимается зрителем более динамично, здесь нет статики, присущей классическому танцу. Фигуристы легко скользят, умудряясь делать все то, что присуще традиционной школе - арабески, батманы, фуэте; кроме того, они взлетают над ледовой поверхностью в головокружительных прыжках - акселях, тулупах и сальховах, добавляя зрелищу остроту и увлекательность.
     На сегодняшний день в труппе - 40 артистов. Каждый из них не только отличный спортсмен, но и танцор, обладающий прекрасными хореографическими данными - пластикой, артистизмом, музыкальностью. Конечно, найти таких уникальных артистов очень сложно. В разные годы в этом коллективе танцевали многократные чемпионы Мира и Европы, двухкратные Олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, многократный чемпион Мира и Европы, Олимпийский чемпион Алексей Уланов, призер чемпионатов Мира и Европы по фигурному катанию и Олимпийских игр - Людмила Смирнова. Сегодня около 20 артистов имеют почетное звание Мастеров спорта России за победы во Всероссийских и Международных соревнованиях по фигурному катанию.
     Самой замечательной особенностью спектаклей является их стопроцентная театральность. Действие происходит в настоящих декорациях и костюмах и даже как-то трудно себе представить, что под ногами артистов настоящий лед. Обычные театральные подмостки превращаются в каток, который заливают поверх театральной сцены. Специально для этого труппа возит за собой портативные холодильные установки. На приготовление катка уходит 24 часа и около десяти тонн льда. Каждые двадцать минут в течение суток лед поливается из шланга холодной водой, чтобы придать ему гладкую поверхность, а потом перед каждым представлением вновь поливается, но уже теплой, чтобы убрать с поверхности царапины и придать зеркальный блеск. Это очень трудоемкий процесс, зато эффект от представления в стенах театра потрясающий.
     Абсолютно забываешь, что ноги танцовщиков облачены в коньки. Кажется, что они, как ирреальные сказочные существа парят над сценой. Эта легкость требует высокого профессионализма от фигуриста. В условиях спортивной арены, которая больше во много раз, чем сцена театра, они могут развивать скорость, дающую инерцию для выполнения прыжков и разного рода поддержек. Сцена театра слишком мала - на ней далеко не разгонишься, поэтому каждое движение необходимо выверять с точностью до сантиметра, но с этим артисты справляются безукоризненно. Просто забываешь о технических сложностях, захваченный удивительным зрелищем.
     В течение последних лет Санкт-Петербургский балет на льду с успехом выступал на лучших сценах США, Канады, Китая, Южной Кореи, Германии, Нидерландов, Греции, Испании, Турции. Везде их принимают тепло и ждут повторения гастролей. В Америке, например, это стало уже традицией - приглашать русский балет на льду выступить в дни рождественских праздников. Уже который год там с аншлагом идут "Щелкунчик" и "Спящая красавица". А вот в Китае больше любят, когда на льду оживает "Лебединое озеро" и готовы смотреть на это чудо бесконечно.
     Теперь пришло время насладиться и нам!

     Алена Жукова

История | Репертуар | Новости | Пресса о нас | Контакты |

©Государственный балет на льду Санкт-Петербурга       Разработка сайта Анастасия Лапшина